Герой Российской Федерации, лётчик-космонавт РФ Юрий Михайлович Батурин недавно написал статью «От Жюля Верна до миссий «Аполлонов» (как принималось решение о высадке на Луну). Мы её прочитали и узнали, что именно сегодня тот день, когда в 1963 году 26 октября Никита Сергеевич Хрущёв, отвечая на вопросы журналистов, сказал, что Советский Союз не планирует посылать человека на Луну.
Через три дня после этого, 29 октября 1963 года, советник президента по науке Джером Визнер подал президенту Кеннеди записку «Предложения США по совместной американо-советской лунной программе», в которой писал:
— Я уверен, что слова премьера Хрущева 26 октября о том, что СССР не планирует высадку человека на Луну, даёт нам уникальную возможность осуществить предложение, сделанное вами в вашем выступлении в ООН, о совместной программе США-СССР <...> Пилотируемая лунная программа подразумевает много больше, чем просто пилотируемая посадка… Русский может быть легко включен в состав высаживающегося на Луну экипажа, без технического усложнения проекта... Если предположить, что премьер Хрущев говорит правду (а я в это верю), то наше предложение даст СССР возможность разделить успех успешной лунной миссии, не понеся больших расходов, намного превышающих те, которые они, вероятно, планируют предпринять в рамках своей космической программы.
12 ноября 1963 года президент Кеннеди поручил директору NASA Джеймсу Уэббу взять на себя инициативу и основную ответственность за развитие самостоятельной программы космического сотрудничества с Советским Союзом». Эта программа, сказал Кеннеди, должна включить предложения по совместной высадке на Луну.
Спустя десять дней Кеннеди был убит. Менее чем через год был смещён Хрущев. Советско-американское сотрудничество по лунной программе ещё некоторое время обсуждалось, но недолго. Так что несмотря на возникавшую регулярно серьёзную напряженность в отношениях между СССР и США, тема космического сотрудничества всегда жила в умах Н.С. Хрущева и Дж.Ф. Кеннеди.