Наименее плотно населенными областями пространства Вселенной являются далекие уголки межгагалактического пространства. Вещество этих обширных пространств между галактиками содержит всего лишь один одиночный атом на кубический метр – рассеянную дымку из водорода, оставшуюся со времен Большого взрыва. На самых крупных масштабах этот материал объединяется в обширную сеть из нитевидных структур, известных как «космическая паутина», переплетающиеся нити которой протянулись на миллиарды световых лет и отвечают за большую часть атомов Вселенной.
В новой работе команда астрономов, включающая физика из Калифорнийского университета в Санта-Круз, США, Джозефа Хеннави (Joseph Hennawi) впервые выполнила измерения мелкомасштабных возмущений в структуре этого первичного водорода при помощи редких двойных квазаров. Хотя те области космической паутины, которые изучались в этом исследовании, лежат на расстоянии примерно 11 миллиардов световых лет от нас, исследователи смогли измерить неоднородности распределения водорода на масштабах порядка 1/100000 размера отдельной галактики.
Газ межгалактического пространства настолько разрежен, что он почти не излучает собственного света. Вместо этого астрономы изучают его косвенно, наблюдая избирательное поглощение им определенных спектральных компонент света, идущего от далеких источников, известных как квазары. Квазары представляют собой галактики, находящиеся в сверхяркой фазе, обычно продолжающейся в течение крохотного по меркам жизненного цикла галактики периода времени, поэтому они очень редки и обычно разделены расстояниями не менее нескольких сотен миллионов лет.
Для изучения распределения водорода на более мелких масштабах астрономы в новой работе использовали специальный метод, основанный на измерении тонких различий между поглощением атомами межгалактического газа света, идущего от редких парных квазаров.
«Одна из причин того, что эти мелкомасштабные флуктуации представляют для нас такой большой интерес, состоит в том, что они кодируют информацию о температуре газа космической паутины через всего лишь несколько миллиардов лет после Большого взрыва», - объяснил Хеннави.
Работа увидела свет в журнале Science.
Источник: astronews.ru