Прошедший год был во многих отношениях уникальным. Пандемия COVID-19 стала причиной серьёзных социально-экономических последствий, глобальный кризис сказался на всех без исключения отраслях, в том числе и на спутниковой индустрии. Были закрыты космодромы, отменены или перенесены запуски, приостановлены производства и работы по многим перспективным проектам. Год оказался богат на события, как хорошие, так и не очень.
В начале 2020 компания Northrop Grumman открыла новые возможности для операторов спутниковых группировок, продемонстрировав способ продления срока службы ИСЗ на геостационарной орбите. Спутник связи Intelsat 901 был взят на буксир аппаратом MEV-1 и возвращен с орбиты захоронения на рабочую позицию в точку 332,5°E.
В 2020 году произошло масштабное перераспределение частотного диапазона на территории США: FCC обязала крупных спутниковых операторов (Intelsat, SES, Telesat, Eutelsat и других) освободить часть C–диапазона (3,4-3,7 ГГц) для операторов сотовой связи. В итоге переговоров стороны пришли к решению, что спутниковые операторы получат компенсации затрат на очистку спектра, а также выплаты за оперативность, а FCC проведет открытый аукцион на этот спектр.
В марте 2020 года OneWeb подала в суд заявление о банкротстве. Компания-лидер среди операторов группировок NGSO, с активами, включающими в себя орбитальную группировку из 74 спутников, 20 шлюзовых станций, производственную линию по выпуску спутников, могла быть распродана по частям на аукционе. В итоге OneWeb выкупило правительство Великобритании совместно с индийским оператором мобильной связи Bharti Global (Bharti) за $1 миллиард. В декабре 2020 компания возобновила пуски, и группировка OneWeb LEO пополнилась ещё 36 аппаратами.
В мае 2020 года крупнейший оператор спутниковой связи Intelsat обратился в суд с петицией в соответствии с главой 11 кодекса США о банкротстве. В заявлении, сделанном коммерческим директором компании, отмечалось, что это не отразится на клиентах Intelsat и не повлияет на инвестиции в инфраструктуру, разработку новых сервисов и развитие сетей Intelsat следующего поколения. Находясь под защитой главы 11, Intelsat приобрел часть бизнеса по предоставлению услуг связи в полёте в области коммерческой авиации Gogo Commercial Aviation за $400 миллионов.
В 2020 году были и другие жертвы пандемии – в результате кризиса о банкротстве объявила компания-производитель антенн Phasor Solutions, австралийский оператор Speedcast и провайдер IFC Global Eagle.
В 2020 году запустилось бета-тестирование спутникового интернета Starlink в северных штатах США и Канады. Низкоорбитальная спутниковая группировка SpaceX насчитывает уже 953 аппарата. Кроме того, SpaceX выиграла $885 миллионов на первом этапе аукциона RDOF, куда первоначально оператору доступ был закрыт.
В начале 2020 года Comtech Telecommunications объявила о приобретении Gilat Satellite Networks. Так компания планировала расширить свой продуктовый портфель. Однако этого не случилось, и Comtech подала иск против Gilat, утверждая, что та пострадала от «существенного неблагоприятного эффекта» (MAE) из-за ущерба, который пандемия COVID-19 нанесла авиационной отрасли. Gilat отвергла обвинения Comtech и упрекнула компанию в уклонении от выполнения договорных обязательств. В результате компании расторгли соглашение о слиянии, а Comtech теперь должна выплатить Gilat $70 миллионов компенсации.
В 2020 году такие технологические гиганты как Amazon и Microsoft предложили рынку новые «космические» продукты. В конце июня Amazon Web Services (AWS) объявила о запуске нового сервиса AWS Ground Station, который включает в себя наземные станции как услугу, глобальную сеть антенн и прямой доступ к облаку AWS. В сентябре Microsoft представила свой продукт – приложение Azure Orbital, которое предоставляет спутниковым операторам полноценную цифровую платформу для передачи, хранения и обработки данных с космических аппаратов.
Источник: AltegroSky Vsat