Отвечает астрофизик, главный редактор газеты «Троицкий вариант», доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Института ядерных исследований РАН и Астрономического центра Физического института академии наук Борис Штерн.
- На сегодняшний день есть две версии параллельных вселенных. Первая — это так называемые вселенные Эверетта. По сути, это гипотеза о том, что наша Вселенная существует в бесконечном количестве экземпляров, в которых действуют те же персонажи, но немного в других ситуациях. Это громоздкая конструкция была придумана для того, чтобы объяснить квантовую механику. Как известно, в квантовой механике есть масса психологических проблем, связанных с внезапным изменением волновой функции, которая работает как вероятность, когда из многих исходов выпадает один. Теория же Эверетта гласит, что выпадают все возможные исходы, просто в разных вселенных.
Но с моей точки зрения такое видение — это просто артефакт проблемы интерпретации квантовой механики. Хотя я знаю некоторых, в том числе, хороших физиков, которые воспринимают это всерьез.
Но есть и другая версия множественности вселенных, гораздо более обоснованная. В ней число других вселенных, возможно совсем не похожих на нашу, бесконечно. Об этом свидетельствует теория космологической инфляции (как известно, именно этот процесс дал нам нашу Вселенную). Так вот, если взять эту теорию, то можно заметить, что она практически с неизбежностью плодит новые разные вселенные. Речь идет о так называемой вечной инфляции.
Квантовая механика говорит нам о том, что когда Вселенная раздувается (инфляция переводится, как раздувание) — в ней возникают всевозможные неоднородности, которые могут начать раздуваться быстрей, словно некие выросты на «шарике» нашей Вселенной. Раздуваясь все больше и больше, эти выросты превращаются в отдельные вселенные, а горловина потом перетягивается. На выростах, в свою очередь появляются новые выросты, и так до бесконечности. Это можно назвать модным словом фрактал.
Попасть в эти вселенные мы не можем, также, как и узнать об их реальном существовании (между тем, хотя мы и говорим об этом чисто теоретически — наше утверждение можно считать довольно уверенным). Прежде всего это не позволяют сделать законы физики, потому что связь между этими вселенными оборвалась очень давно. Хотя, возможно, она оборвалась не окончательно — может быть, наша Вселенная соединена с другими через кротовые норы. Загвоздка в том, что эту кротовую нору мы не отличим от обыкновенной черной дыры — путешествовать через них, к сожалению, невозможно: мы просто погибнем. Кроме того, мы не знаем, где находится эта кротовая нора — скорее всего, безумно далеко. Чтобы попасть в другие вселенные — нужно научиться путешествовать назад во времени, чтобы в далеком прошлом перескочить в другую Вселенную — в момент, когда «перемычка» еще не «затянулась».
Но, увы, и этого мы сделать не в состоянии — попасть в прошлое невозможно: природа очень хорошо защищена от таких казусов. Если бы это было возможно — был бы нарушен принцип причинности (а если его нарушать, то наша Вселенная сразу теряет однозначность, с которой связан известный парадокс, когда внук возвращается в прошлое, убивает своего дедушку, и перестает существовать сам). А вот в будущее путешествовать, как известно, вполне возможно. Хотя это заметно только на большой скорости, и пока лишь на очень малые доли секунды (хоть сколько-нибудь ощутимым образом уловить это можно разве что на примере космонавтов, летящих на МКС). Но в прошлое такой человек так и не вернется, по сути, так и оставаясь в будущем.