Утром 17 июня спутниковый оператор SES S.A. в Люксембурге потерял контроль над крупным спутником на геостационарной орбите, на высоте почти 36 000 км над поверхностью Земли. Вскоре после этого оператор начал взаимодействовать с другой компанией, специализирующейся на космической ситуационной осведомленности для отслеживания дрейфующего AMC-9. Несколько дней назад эта компания, ExoAnalytic Solutions, обнаружила, что спутник AMC-9 начинает разрушаться.
«Мы видим, что за последние несколько дней появилось несколько фрагментов», - заявил исполнительный директор ExoAnalytic Дуг Хендрикс. «Мы отслеживаем хотя бы один из них. Я сомневаюсь, что мы точно знаем, что произошло».
Спутник связи AMC-9 запущен в 2003 году на борту российской ракеты «Протон». Это довольно большой спутник и приближается к концу его 15-летний проектный строк эксплуатации. Как и около 500 других государственных и коммерческих геостационарных спутников, AMC-9 вращается вокруг Земли на высоте 36 000 км. Это связано с тем, что при пролете над экватором на этой высоте спутники могут легко поддерживать свое положение над неподвижной точкой. Это облегчает постоянную связь между различными местами на Земле. Поэтому такая высокая орбита над земным экватором ценна для использования и все более загромождается разными аппаратами.
К сожалению, на такой высоте уже нет никакого атмосферного сопротивления, поэтому, если мусор попадает на геостационарную орбиту, он, как правило, остается там. ExoAnalytic специализируется на отслеживании объектов на геостационарной орбите и вблизи нее, используя глобальную сеть из 165 оптических телескопов по всему миру. Его частные услуги дополняют программу «Космическая ситуационная осведомленность» под руководством ВВС США.
Цепная реакция?
Как заявляет Хендрикс, в настоящее время ExoAnalytic отслеживает около 2000 объектов на геостационарной орбите, размер некоторых из них составляют около 20 см. Из них около четверти составляют спутники — военные, метеорологические и коммуникационные. Неконтролируемое появление обломков на геостационарной орбите чрезвычайно редко, и озабоченность такими событиями заключается в том, что они потенциально могут привести к катастрофическому накоплению мусора, известному как синдром Кесслера. «Это важное событие для понимания того, что происходит, когда на этой высоте много фрагментов», - говорит Хендрикс.
Не ясно, что могло заставить спутник AMC-9 перестать реагировать, начать дрейфовать и, по-видимому, начать разрушаться.
Виден упомянул несколько возможностей. Сам AMC-9 мог быть поражен каким-то обломком, или ему может быть нанесен ущерб космическим излучением. На AMC-9 можно было что-то направить, однако Виден подчеркнул, что нет никаких доказательств того, что этот урон был преднамеренным. В любом случае, эта ситуация, несомненно, вызывает повышенную озабоченность по поводу космического мусора и безопасности активов на геостационарной орбите, которые в совокупности оцениваются более чем в 100 миллиардов долларов.
P.S. Воскресенье, 2 июля, 11 утра ET Оператор спутника AMC-9, SES, опубликовал следующее заявление
В первые часы 1 июля SES Satellite Control восстановил контакт с AMC-9. SES и производитель спутников Thales работают круглосуточно, чтобы оценить состояние и определить следующие шаги.
Информация об отслеживании, полученная 29 июня, предположила, что поблизости от AMC-9 было расположено по меньшей мере два отдельных объекта. Их источник еще предстоит определить. Новая информация была включена Thales и SES в их исследования.
Все соответствующие операторы и агентства информируются и будут получать регулярные обновления от SES. Текущая оценка такова, что нет риска столкновения с другими активными спутниками. AMC-9 и его статус продолжают отслеживаться SES и агентствами, включая Центр совместных космических операций (JSpOC) и ExoAnalytic, частную фирму и поставщик услуг отслеживания.
После инцидента 17 июня 2017 года AMC-9 медленно двигался на запад с отключенной полезной нагрузкой и не вызывал помех. Большая часть трафика была передана другим спутникам SES, и SES работает над долгосрочным планом с целью минимизации сбоев в работе клиентов.