Астрономы при помощи данных, собранных с использованием телескопов НАСА и Европейского космического агентства (ЕКА), составили новую карту всего неба, отражающую звездный состав периферии нашей Галактики. Известная как галактическое гало, эта зона лежит за пределами спиральных рукавов, формирующих характерный центральный диск Млечного пути, и содержит лишь относительно небольшое число звезд. Хотя это гало может выглядеть редконаселенным, на самом деле оно, как считается, содержит большие количества темной материи – таинственной и невидимой субстанции, на которую приходится основная часть массы Вселенной.
Данные для составления этой новой карты были получены при помощи миссии Gaia («Гея») ЕКА и аппарата Near Earth Object Wide Field Infrared Survey Explorer (NEOWISE) НАСА, миссия которого в период с 2009 г. по 2013 г. носила название WISE.
Эта новая карта демонстрирует, что небольшая карликовая галактика-спутник Млечного пути, называемая Большим Магеллановым Облаком (БМО), движется по нашей галактике, словно корабль по воде, оставляя характерный след в «кильватере». БМО расположено на расстоянии около 160 000 световых лет от Земли, а масса этой галактики составляет менее одной четверти от массы Млечного пути. Несмотря на то, что ранее уже были составлены подробные карты внутренних областей галактического гало, эта новая карта впервые демонстрирует с таким же высоким уровнем деталей периферийные области гало, в которых расположен «кильватерный след» БМО – на расстоянии между 200 000 и 325 000 световых лет от галактического центра. Предыдущие исследования намекали на существование такого «кильватерного следа», однако эта новая карта всего неба подтверждает существование гипотетической структуры, а также позволяет подробно рассмотреть ее форму, размер и месторасположение.
Это возмущение материала гало также позволяет астрономам сравнить между собой различные модели темной материи и оценить их адекватность. Анализ структуры «кильватерного следа» БМО, обнаруженного в этом исследовании, показал его соответствие гипотезе темной материи, указывают исследователи. Используя одну из современных моделей темной материи, называемую гипотезой холодной темной материи, астрономы получили в результате расчета структуру «кильватерного следа» БМО, близкую к наблюдаемой в действительности. В настоящее время авторы и их коллеги из других научных учреждений США тестируют альтернативные гипотезы темной материи на соответствие результатам этих новых наблюдений.
Исследование опубликовано в журнале Nature; главный автор Чарли Конрой (Charlie Conroy), профессор Гарвардского университета, США, и сотрудник Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра.