Европа разрабатывает новую ракету-носитель Ariane 6, вкладывая в неё огромные финансовые ресурсы. Однако её американский аналог от компании SpaceX оказался намного дешевле.
В январе этого года на испытательном стенде Немецкого аэрокосмического центра (Deutsches Zentrum für Luft- und Raumfahrt (DLR)) в Баден-Вюртемберге прошли первые из целого ряда испытаний мощного ракетного двигателя Vulcain 2.1.
Данный блок имеет тягу в 130 тонн, а часть его деталей напечатана на 3D-принтере. Новый носитель призван заменить теряющий конкурентоспособность Ariane 5. Новый носитель будет производиться, в частности, на заводах в Бремене и под Парижем, а первый запуск должен состояться через два года с космодрома Куру (Kourou) во Французской Гвиане.
Однако с Ariane 6 возникла проблема – ракета вышла слишком дорогой по сравнению с американскими аналогами, особенно с повторно используемыми носителями SpaceX, каждый старт которых будет обходиться примерно в 50 миллионов долларов. Такая цена недостижима для Ariane 6, даже если стоимость её запуска уменьшат, как обещают, вдвое по сравнению с Ariane 5.
Глава SpaceX Илон Маск обещает ещё большее снижение стоимости запуска при использовании новой модификации ракеты Falcon 9 – Block 5. В этих условиях для космических боссов Европы встаёт вопрос – как сохранить конкурентоспособность?
В интервью немецкому изданию SPIEGEL ONLINE Ален Шармо (Alain Charmeau), глава Ariane Group, объясняет, что возможности Маска обусловлены только его поддержкой Вашингтоном, и рассказывает, какие вызовы ждут европейскую ракетную отрасль в ближайшие годы.
SPIEGEL ONLINE: Первый запуск новой ракеты-носителя Ariane 6 запланирован на июль 2020 года. Укладываетесь ли вы в срок?
Шармо: Да, мы идём по плану.
SPIEGEL ONLINE: Чтобы проект не остановился, ему потребуется правительственная поддержка – правительство должно купить у вас определённое количество запусков.
Шармо: Первый запуск профинансирован за счёт контракта на разработку. А вот для дальнейших запусков нам понадобятся клиенты. Один заказ у нас уже есть от Еврокомиссии.
SPIEGEL ONLINE: У вас хотят приобрести два пуска для навигационных спутников Galileo.
Шармо: По нашим планам нам нужно провести пять пусков в 2021 году и восемь в 2022. Часть из них должна быть выкуплена правительствами или Еврокомиссией.
SPIEGEL ONLINE: Расскажите о ваших конкретных планах.
Шармо: Мы планируем провести четыре запуска спутников Galileo и исследовательского зонда ESA, а также произвести по одному пуску для немецкого и французского правительств. Нам нужен чёткий сигнал о том, что мы можем начать производство новых ракет. И до конца июня нам нужно всего семь гарантированных контрактов на запуски.
SPIEGEL ONLINE: Звучит оптимистично. А почему именно до конца июня?
Шармо: Потому что производство первой ракеты уже запущено. Нашим заводам и командам нужен дальнейший план, чтобы производство продолжалось. Второй пуск Ariane 6 должен состояться уже в конце 2020 или в начале 2021 года – это будет зависеть от требований заказчика. Остаётся менее трёх лет.
SPIEGEL ONLINE: Что произойдёт, если не получится заключить контракты до конца июня?
Шармо: Без заказов нам придётся приостановить производство.
SPIEGEL ONLINE: По Вашим словам, вам необходимы госзаказы для продолжения производства. В то же время немецкий Бундесвер (Минобороны Германии) запускает свои спутники CAPA на американских ракетах. Как такое возможно?
Шармо: Германия тратит немало денег на Ariane 6 и увеличила свою долю финансового участия на 20 % по сравнению с участием в Ariane 5. Я убеждён, что правительство Германии заинтересовано в использовании немецких производственных мощностей для постройки новой ракеты. Именно поэтому спутники для Минобороны Германии и не только будут запускаться нашими ракетами Ariane и Vega.
SPIEGEL ONLINE: Однако одними только запусками военных спутников делу не помочь.
Шармо: Возможно, это удастся в будущем.
SPIEGEL ONLINE: Между тем, пуски SpaceX стоят дешевле.
Шармо: Простите, но это не совсем так. Нужно спросить, почему каждый запуск SpaceX обходится американскому правительству в 100 миллионов долларов, при том, что европейским заказчикам они выставляют куда меньший счет? Почему они так поступают?
SPIEGEL ONLINE: Просто потому, что они могут предложить коммерческим заказчикам, в том числе и немецкому правительству, более дешёвые пуски.
Шармо: Они делают это, чтобы вытеснить Европу из космоса. И общественность, и наши политики должны об этом знать. Речь идёт о том, будет ли Европа по-прежнему иметь свою долю в космическом пироге уже завтра. Судя по всему, нашим американским друзьям до этого дела нет. Я подписываю с европейскими клиентами контракты на запуск по 100 миллионов долларов за каждый. Именно эту цену требует SpaceX от своего правительства. Однако, если Германия начнёт покупать запуски за меньшую цену, от этого выиграет наш американский конкурент.
SPIEGEL ONLINE: Почему правительство должно тратить больше денег на космические запуски, чем нужно? Эти деньги можно было бы использовать для строительства дорог и мостов или для ремонта школ.
Шармо: Простейшая причина: эти инвестиции создают рабочие места в Германии. Космические компании и их сотрудники платят налоги, которые попадают в немецкий бюджет. Я почти уверен, что сотрудники SpaceX ничего не платят в налоговую службу Германии, а это суммы побольше.
SPIEGEL ONLINE: А более конкретно?
Шармо: Речь идёт о бизнесе будущего. Почему все миллиардеры инвестируют в космос? Почему Джефф Безос приезжает в Германию и заявляет, что данная страна не должна осуществлять космические запуски? Он зарабатывает деньги на ваших личных данных. Сегодня он знает, что вы заказываете на Amazon, а завтра будет знать, куда вы едете на вашей машине.
SPIEGEL ONLINE: Вероятно, всё так и будет. Мы уже давно попрощались с защитой наших персональных данных во многих областях жизни. Я записываю наше интервью на свой iPhone, который уже давно распоряжается сведениями обо мне, как хочет.
Шармо: Разве мы не должны пытаться бороться за свою независимость? У нас по-прежнему есть индустрия ракет и спутников, которая является мировым лидером. Должны ли мы так просто сдать свои позиции?
SPIEGEL ONLINE: Если посмотреть на эту ситуацию с другой стороны, то возникает вопрос – зачем нам удерживать за собой несколько направлений космического бизнеса?
Шармо: Во-первых, есть экономические причины. В будущем появится огромный рынок данных космического мониторинга Земли, рынок интернета вещей, автономных автомобилей и так далее. Но есть и стратегические причины. Германия и Франция хотят сотрудничать в строительстве будущего истребителя. Такой самолет не полетит без космических технологий. Такого поражения мы не можем допустить.
SPIEGEL ONLINE: Одна из причин, по которой SpaceX может ставить низкую цену на свои запуски, заключается в том, что компания полагается на повторное использование первой ступени ракеты-носителя. Когда первая ракетная ступень Ariane сможет возвращаться на Землю, чтобы её можно было повторно использовать?
Шармо: Причина, по которой SpaceX дешевле на коммерческом рынке, не имеет ничего общего с возможностью повторного использования ступеней. Единственное, что имеет значение, это то, что они взимают со своего правительства 100 миллионов долларов за запуск. И мы тоже готовы это делать.
SPIEGEL ONLINE: Тем не менее SpaceX говорит, что они могут предлагать свои ракеты задёшево за счёт повторного использования.
Шармо: А откуда эти сведения? Вам известна их структура затрат?
SPIEGEL ONLINE: Для меня как клиента, конечно, дешевле было бы запустить свой спутник на используемом SpaceX, чем на Ariane.
Шармо: Дешевле потому, что оператор пусковых услуг получает финансовые вливания от своего правительства.
SPIEGEL ONLINE: Вы уже не раз говорили об этом.
Шармо: SpaceX имеет гарантированный рынок правительственных запусков, который раз в десять больше, чем у нас в Европе. Именно поэтому они могут так активно продвигать свой козырь – повторный запуск ступеней.
SPIEGEL ONLINE: Вы говорили раньше, что повторное использование ступеней не подходит для европейской космонавтики.
Шармо: Предположим, что у нас в Европе будет десять гарантированных запусков в год, и у нас будет ракета, которую можно использовать повторно десять раз - тогда мы будем строить ровно одну ракету в год. Это не имеет смысла. Я не могу сказать моим командам: «Всем пока, продолжим работу в следующем году»!
SPIEGEL ONLINE: Сколько же пусков нужно проводить, чтобы многоразовые ракеты оправдывали себя?
Шармо: Мы уже сейчас рассматриваем такую возможность. Может быть, около 30 пусков в год. Но мы всегда должны спрашивать себя, будут ли эти технологии финансово оправданы. Но мы определённо готовимся к многоразовым запускам. Например, наш будущий двигатель Prometheus («Прометей») можно будет использовать повторно. Мы также работаем над технологией возвращения и повторного использования ракеты. Нам нужно быть готовыми к этому.
-
-