Пятинедельное приостановление деятельности государственных учреждений США привело к задержке разработки первого элемента лунной орбитальной космической станции Gateway аэрокосмического агентства NASA на три месяца, сообщает издание Space News, ссылающееся на опубликованный 26 февраля документ на сайте государственных закупок Federal Business Opportunity США. Задержка скажется и на время запуска модуля, отмечает источник.
Согласно текущей концепции (представленной в 2018 году), лунная орбитальная станция Gateway будет состоять из 9 модулей. В опубликованном NASA документе NASA уведомляет потенциальные подрядные организации о том, что разработка первого запланированного модуля – электродвигательного (Power and Propulsion Element, PPE) – была отложена. Агентство фактически приостановило свою работу и, в частности, прием заявок и конструкторско-технических предложений на 35-дневый срок в декабре и январе этого года в связи правительственным «шатдауном». Изначально предполагалось, что NASA проведет анализ всех предложений и подпишет контракты с подрядными организациями на разработку компонентов электродвигательного модуля в марте, однако теперь агентство сообщает, что экспертная комиссия проекта сможет приступить к анализу и оценке предложений лишь к концу мая.
Источник новости сообщает, что задержка вызовет «эффект домино» и кажется на все стадии разработки модуля PPE, включая его проектирование, сборку и испытания, отодвинут также на более поздний срок и предполагаемую дату его запуска в космос. В опубликованном документе NASA говорится, что агентство «в соответствии с изменением графика, переносит время запуска с сентября 2022 года на иную дату, но не позднее 31 декабря 2022 года».
В середине ноября прошлого года NASA объявило о начале приема заявок на участие в разработке модуля PPE. Агентство решило разрабатывать модуль не своими силами, а за счет одного или нескольких подрядчиков, с которыми агентство собирается заключить соответствующие контракты. Все задачи по разработке, созданию и тестированию модуля лягут именно на них. Согласно ранее представленным концепциям, модуль должен иметь массу около 7-8 тонн, управляться 12-кВт ионными двигателями и обеспечивать станцию энергией в 40 кВт, вырабатываемой солнечными панелями. В более ранних запросах агентства указывалось, что модуль также будет использовать химические двигатели, работающие на гидразине, а также иметь бак, вмещающий 2000 кг ксенона. Рассчитанный срок службы модуля должен составлять минимум 15 лет. Кроме того, в модуле планируется использовать станцию связи.
Ранее в этом месяце агентство сообщало, что не против, если будущие подрядчики предложат использовать в модуле PPE технологии, которые уже применяются в коммерческих коммуникационных спутниках, однако призвало компании избегать слишком специфических предложений, которые могут потребовать пересмотра как самой концепции модуля, так и предполагаемой стоимости его разработки.
«Электродвигательный модуль во многом будет похож на коммуникационный спутник, поэтому мы исключили все жесткие требования, которые обычно выдвигаем при разработке систем, которы должны будут использоваться в составе аппаратов, предназначающихся для пилотируемых миссий. Таким образом мы сможем воспользоваться теми наработками, которыми уже располагает коммерческая коммуникационная индустрия», — заявил Билл Герстенмайер, управляющий программой по исследованию человеком космического пространства во время круглого стола NASA 14 февраля.
По мнению NASA, предложенные условия сотрудничества с частными компаниями будут выгодны сразу для всех сторон, которые примут участие в проекте. Агентство сможет быстрее получить готовый модуль, а компании в свою очередь получат доступ к передовым технологиями двигательных систем, «которые они смогут использовать в своих спутниках нового поколения».
Источник: vk.cc/96EEt7